Скобелева Ирина Леонидовна, воспитатель детского сада

Проект по пластилинографии в старшей группе «Пластилиновая сказка» и ссылка на видео на канал ютуб

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Сказка»

 

 

 

 

 

 

Проект по пластилинографии в старшей группе
«Пластилиновая сказка»

Разработал: воспитатель первой квалификационной категории  

Скобелева И. Л.

р. п. Арья 2020 г.

Введение

Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению и играет большую роль в овладении им учебными навыками. Существует большое количество средств и способов развития мелкой моторики. Одним из таких средств является пластилинография. Пластилинография, как синтез рисования, лепки и аппликации, не только является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Она способствует развитию творческих способностей, воображения, развивает усидчивость, терпение, прилежание, аккуратность, внимание.

Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства, представляющий собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал – пластилин.

Пластилинографию можно использовать для развития творческих способностей у детей любого возраста, поскольку развитие воображения и эстетического вкуса является очень важным. Но особую ценность эта методика приобретает при использовании её для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, т. к. именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Тип проекта: познавательно – творческий проект.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, родители.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей, презентация.

Актуальность

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Основной материал — пластилин, а «инструментом» в пластилинографии является рука, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Проблема: 

- отсутствуют знания об использовании пластилина как средства создания лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Цель проекта:

- познакомить детей с пластилинографией, как средством развития художественно-творческих способностей.

Задачи:

1. Развивающие: развивать интерес к лепке, художественный вкус, фантазию. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ, развивать мелкую моторику рук.

2. Образовательные: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пластилинографией; обучить приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов.

3. Воспитательные: воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Методы и приёмы реализации проекта.

Методы:

- наглядные (наблюдение, показ, образец);

- словесные (беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение);

- практические (показ способов изображения и способов действия);

- игровые методы (игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих).

Приёмы рисования пластилином:

- приём надавливания;

- приём вдавливания;

- приём размазывания пластилина подушечкой пальца;

- приём отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками;

- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками».

Предполагаемый результат.

По итогам освоения проекта дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.

Содержание проекта.

Работа включает в себя три этапа. 1. этап. Подготовительный: Подборка материала, пособий, литературы по теме. Проведение бесед с детьми на тему «Что такое пластилинография?» На первом этапе педагог  проводит анкетирование родителей и узнаёт, как они формируют у детей творческие способности, посредством пластилинографии в семье и как готовы помочь в решении этой задачи ДОО. Также на этом этапе педагог оформляет папки-передвижки и буклеты для родителей по теме проекта, подбирает сюжетные картинки, иллюстрации, материал для бесед, дидактические, подвижные игры, составляют списки художественной литературы и музыкальных произведений для занятий с детьми.

2. этап Практический: 1 день «Знакомство с техникой пластилинография».  Цель: познакомить детей с техникой пластилинографии: контурной и мозаичной, осваивать навыки работы с пластилином. Также на данном этапе работа строится с учётом образовательных областей и предусматривает разные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, музыкальную, двигательную, восприятие художественной литературы, изобразительную, конструирование и самообслуживание.

В течение пяти дней дошкольники знакомятся с нетрадиционным способом лепки – пластилинографией.

Анализ проделанной работы

Системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии» способствовали формированию изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Результат

В ходе изучения данной техники дети научились передавать образы предметов, совершенствуя приемы работы с пластилином, прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

Вывод

Необходимо продолжить изучать данную технику рисования для развития творческих способностей детей.

Список литературы:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М., 2010
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М., 2007
  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М., 2008
  4. Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2. – М., 2013
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М., «Карапуз», 2009
  6. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-ИНТЕЗ, 2014.
  7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004.

Интернет ресурсы:

1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

2. http://www.maam.ru

3. https://lychik.ru

4. http://skazkacentr.ru

https://youtu.be/-nIxO8cQhxM ссылка на видео на ютуб

11 марта 2020 в 18:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.