Скобелева Ирина Леонидовна, воспитатель детского сада

Взаимодействие с родителями как условие экологического воспитания детей дошкольного возраста

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Скобелева Ирина Леонидовна

Воспитатель

МАДОУ «Сказка» Уренский район

Нижегородская область

 На сегодняшний день охрана окружающей среды является актуальной проблемой современного мира. Научно-технический прогресс оставляет  свой след и экологическая обстановка резко ухудшается с каждым днем. «Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Совместная деятельность родителей с детьми является основополагающей в формировании экологической культуры у дошкольников. Зачастую дети берут пример со своих родителей и, вырастая, ведут себя так, как когда-то вели себя они». [1] Если родители станут заниматься задачами экологического воспитания, в таком случае и у ребенка станет развиваться заинтересованность, любовь к природе и бережный подход к ней. Поэтому экологическое воспитание ребенка обязано протекать в тесном взаимодействии с семьёй.

Начиная работу по взаимодействию с семьей в экологическом воспитании дошкольников, нами были проведены беседы с ребятами и опрос родителей с целью исследования интересов семьи, организации деятельности семьи в выходные и праздничные дни. В основе рассмотрения мы разработали план мероприятий по привлечению родителей к экологическому воспитанию ребенка. План составлен таким образом, чтобы мероприятия соответствовали увлечениям, желаниям семьи и ДОУ. В план, кроме консультаций и родительских собраний, мы включили такие интерактивные формы работы с родителями, совместные поездки, практикумы, игровые тренинги в проблему экологии и экологических знаний.

«Одной из эффективных форм работы по экологическому воспитанию детей являются экскурсии в природу». [3].   Во время экскурсий, походов дети и взрослые проявляют качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях (умение правильно развести костер или поставить палатку, вести себя как член команды и т.п.). Совместно с детьми и родителями мы организовали экскурсии в осенний и зимний лес, на летнюю полянку.

Во время проведения экскурсий в природу решались следующие задачи:

 -закреплять знания детей о характерных особенностях природы в разное время года;

- развивать наблюдательность, ориентировку в пространстве;

- расширять активный словарь детей,

- воспитывать любовь к живой природе, эмоциональную отзывчивость;

 - способствовать сплочению между родителями и детьми.

 Наши экскурсии не спонтанные, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Организация экскурсии имеет свой алгоритм, который включает: подготовку к экскурсии – происходит ознакомление детей и взрослых с темой экскурсии, а также теоретическими материалами по теме, решается организационный вопрос, проводится инструктаж детям и родителям о правилах безопасности в лесу в разное время года; проведение экскурсий.

Родители сначала настороженно отнеслись к нашей первой экскурсии «Щедрая осень», которая проходила в первой половине сентября. Результаты превзошли все наши ожидания. Родители сдружились, все получили массу положительных эмоций. Также родители вместе с детьми часто посещают нашу главную достопримечательность – Качешковское озеро, после которой у детей остаются незабываемые впечатления. Из Фотографий, принесенных родителями с экскурсий, создаются выставки.

На сегодняшний день родители стали активнее при взаимодействии друг с другом, заметно их заинтересованное участие в образовательном процессе.
По своей инициативе решили ежемесячно выпускать групповые газеты на тему: «Экологическая безопасность нашего родного поселка Арья», «Чистая улица», поступили предложения продолжить традицию экскурсий в лес и весной, и летом. Продолжать кормить лесных животных и птиц.

Совместная работа с семьей ребенка по экологическому воспитанию, вместе созданные мероприятия не только могут помочь обеспечить целостность и беспрерывность педагогического, но и дают нужные ребятам особые позитивные эмоции. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

 

Литература:

1. Бобовкина Т. А., Кран К. К. Взаимодействие с семьей как одно из условий экологического воспитания дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46.

2. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера. 2009.

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2012.

22 февраля 2020 в 16:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.